- ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- (англ. primary accounting documents) – письменное свидетельство о совершении фактов хозяйственной жизни. В них отражаются данные, к-рые используются для ведения бухгалтерского учета. Требования к П.у.д. отражены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (1996). П.у.д. должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Составление первичных документов – начальная стадия учетной регистрации хоз. операций. П.у.д. принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации (документы по учету материалов, платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордера и др.), или по формам, разработанным самостоятельно орг-цией. Формы П.у.д. должны содержать след. обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование орг-ции, содержание хоз. операции в натуральном и ден. выражении, наименование и личные подписи должностных лиц, ответств. за совершение хоз. операции и правильность ее оформления. При необходимости в П.у.д. могут быть приведены дополнит. реквизиты (номер документа, основание для совершения операции и др.). При автоматизации учета реквизиты и данные П.у.д. могут быть зафиксированы в виде кодов, а подписи ответственных лиц – заменены паролем или другим способом авторизации. В случаях, установл. законодательством Российской Федерации и самой орг-цией, бланки форм первичных учетных документов относятся к бланкам строгой отчетности. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается, в ост. первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хоз. операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, к-рые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. П.у.д., поступающие в бухгалтерию, подлежат обязат. проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления) и содержанию (законность совершения операции, логическая увязка и др.). Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хоз. операциях на основе П.у.д. составляются сводные учетные документы (регистры бухгалтерского учета). Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае орг-ция обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для др. участников хоз. операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры (см. также Учетная документация, Оправдательные документы).
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.